Поиск туров

Достопримечательности Софии

Мечеть Баня-баши в Софии
Островерхий минарет мечети Баня-баши в Софии и её громадный купол видны издалека.
Мечеть почти полностью сохранила свой первоначальный вид, в том числе стройный минарет.

Свое название мечеть Баня-баши, сооруженная в 1576 году, получила от бывших турецких бань ("баня"). Возвёл мечеть знаменитый османский архитектор Хаджи Мимар Синани. Баня-баши-мечеть – действующая, в ней и сегодня совершают молитвы мусульмане Софии. Доступ в неё иноверцам, особенно во время молитвы, строго запрещён!

Кубовидный объем здания мечети Баня-баши увенчан большим куполом, диаметр которого составляет 15 метров. Внутри мечети стены украшены изречениями из Корана и декоративными росписями в восточном духе. Орнаментальное убранство интерьеров мечети - напоминание об исламском запрете на изображения людей и животных.

Рядом с мечетью Баня-баши находится минеральный источник. Разноцветные изразцы украшают стены Минеральной бани. В скверике перед зданием из двух дюжин кранов бьют фонтанчики горячей минеральной воды, обладающей укрепляющим и лечебным действием, и софийцы наполняют ею бутылки и канистры.

Национальная библиотека имени Святых Кирилла и Мефодия в Софии
На площади Александра Невского расположено современное здание национальной библиотеки имени Кирилла и Мефодия. Это крупнейшее в Болгарии книгохранилище. В его фондах более 1800 рукописных и старопечатных книг, в числе которых - первая болгарская печатная книга "Абагар"; первый болгарский энциклопедический справочник - "Рыбный букварь", названный так потому, что на его обложке изображена большая рыба; первая болгарская газета - "Болгарский орел", издававшаяся в 1846 году. Памятник Кириллу и Мефодию перед зданием библиотеки напоминает о братьях-монахах, заложивших в IX веке основы славянской письменности.

Памятник Царю-Освободителю в Софии
В центре площади Народного Собрания в Софии высится памятник Царю-Освободителю - русскому императору Александру II. На его постаменте выбита надпись: "Братьям-освободителям признательная Болгария". Этот, а потом и другие памятники, мемориалы и музеи, увековечившие подвиг героев - русских солдат и болгар - ополченцев, павших за освобождение Болгарии во время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг., появился благодаря Ополченскому комитету, возглавляемому Стояном Займовым.

В Болгарии был объявлен международный конкурс на лучший проект памятника.
В конкурсе могли участвовать только профессиональные скульпторы и предусматривал ряд обязательных условий для авторов. Так, композиция памятника непременно должна была включать барельефы и скульптурные группы.

В конкурсе приняли участие скульпторы из 12 стран: из Франции - 9, Италии - 5, Болгарии - 3, Чехии - 2, Дании - 1, Португалии - 1, Турции - 1 и Голландии - 1. В состав жюри входили: профессор Этторе Феррари из Римской Академии художеств, профессор Антонен Мерсье из Парижской Академии художеств, профессор Роберт Бах из Петербургской Академии художеств, а также болгарские художники и скульпторы - Иван Мырквичка, Антон Митов и другие. Первую премию жюри присудило проекту №11 под девизом "Рома". Его автором оказался флорентийский скульптор Арнольдо Цокки.

Первый камень в фундамент памятника был заложен в 25-ю годовщину Апрельского восстания - 23 апреля 1901 года. Торжественное открытие памятника Царю-Освободителю состоялось 30 августа 1907 года в присутствии общественности, оставшихся в живых ополченцев и русских гостей, среди которых был и командир болгарского ополчения русский генерал Николай Григорьевич Столетов.

12-метровый памятник состоит из двух частей - полированного гранитного пьедестала с разнообразными барельефами и горельефами и конной бронзовой фигуры императора Александра II. Под статуей расположены бронзовые горельефы на темы освободительной войны 1877-1878 гг.

Перед нами предстают образы прославленных русских военачальников - генералов И.В. Гурко и М.Д. Скобелева, главнокомандующего великого князя Николая Николаевича. Спереди, на фасаде памятника - богиня победы Ника с расправленными крыльями. Её на своих плечах несут русские воины-освободители, а за ними идут болгарские ополченцы. На фоне героев, в горельефе заднего плана представлен болгарский народ в национальной одежде. Он устремился за победоносными войсками, исполненный решимости помочь им разгромить общего врага. Выразительность фигур русских и болгар хорошо передает основной замысел и идею автора памятника - братскую дружбу и бескорыстную помощь, оказанную русскими воинами болгарскому народу.

С трёх сторон гранитного пьедестала под горельефами видны бронзовые барельефы, рассказывающие о важнейших эпизодах войны - сражении под Стара Загорой, подписании Сан-Стефанского мирного договора и открытии Учредительного собрания в Тырново.

Собор Александра Невского в Софии
Самый знаменитый храм Софии - собор Александра Невского - воздвигнут в память русских солдат, павших в боях за освобождение Болгарии от османского ига. Этот монументальный, крупнейший на Балканах православный храм стал символом освобождения Болгарии.

Вопрос о сооружении памятника болгарского освобождения обсуждался на Учредительном собрании в Тырново в 1879 году. Тогда и было предложено построить в Тырново "храм, посвященный Александру Невскому, русскому святому и герою". Но в 1880 году Народное Собрание второго созыва приняло решение построить памятник в Софии. Изданное парламентом обращение к народу призывало "внести свою лепту в строительство памятника признательности болгарского народа своим освободителям". Это обращение было распространено по всей стране через городские и сельские общинные управления и окружные управления. Оно было отправлено также префектам и директорам управлений внутренних дел Восточной Румелии, болгарским дипломатическим представителям в Белграде, Петербурге, Бухаресте и других городах с просьбой "распространить их среди соотечественников-патриотов, по общинам в Бессарабии, Добрудже, Австрии и России".

Центральная комиссия остановила свой выбор на проекте архитектора А.Н. Померанцева - того самого, который построил здание ГУМа в Москве. Это был, по существу, прежний проект Богомолова, в который, однако, были внесены существенные коррективы. Собранные к тому времени средства (выделенные Народным собранием и добровольные пожертвования) составили 900 тыс. левов. В фонд строительства поступили и средства от болгар, живших за пределами своей родины. Многие русские также выразили желание внести денежные средства в фонд строительства храма Александра Невского. В 1912 году строительство храма, продолжавшееся восемь лет, было завершено.

Собор Святой Софии
Собор Святой Софии - один из древнейших памятников Болгарии. По имени этого своего главного христианского храма болгарская столица получила свое нынешнее наименование. За свою полуторатысячнолетнюю историю собор не раз разрушался завоевателями и землетрясениями и вновь восстанавливался.

Археологи установили, что собор Св. Софии был сооружен еще в римские времена, в VI или VII в., на месте двух небольших церквей, относящихся к IV-V вв. и разрушенных нашествием готов и гуннов. Эти церкви стояли за городскими стенами, на древнем кладбище. Полы обеих маленьких церквей были выложены мозаикой, частично сохранившейся до сих пор. Расположенный вокруг некрополь относится к временам раннего христианства - III-VI вв. Некоторые из вскрытых гробниц были украшены росписями, но они плохо сохранились.

Это выдающееся произведение средневековой архитектуры не только болгарского, но и общеевропейского значения. Подобных памятников нет больше на болгарской земле, не похож он и на современные ему византийские культовые здания.

Собор представляет собой трехнефную купольную базилику, крестообразную в плане, что для столь раннего времени было необычным. Здание увенчано плоским куполом. Подвальная часть храма (крипта) предназначалась для захоронений. В апсиде собора также находятся древние захоронения.

Когда турки в конце XIV века овладели Софией, собор был частично разрушен, а в конце XVI века перестроен в мечеть. В довершение своей трагической судьбы в 1818 и 1858 годах здание сильно пострадало от землетрясений, вследствие чего турки отказались от его культового использования. Накануне освобождения в Софийском соборе был склад турецких боеприпасов (как в свое время в Парфеноне в Афинах), а потом он использовался как пожарная каланча.

После освобождения Болгарии от турецкого ига здание собора Св. Софии было восстановлено. Современный вид оно приобрело после реставрации в 1930-1932 гг. Теперь собор Св. Софии выглядит скромно. Древнего внутреннего убранства не сохранилось, и даже наружные стены во многих местах были разрушены и восстановлены при реставрации. Он является как бы застывшей в камне историей болгарского народа, в нем запечатлены годы становления и расцвета болгарского государства, а также тяжкие войны и мрачные столетия чужеземного ига. Реставрационные работы в соборе продолжаются. Специалисты стремятся воссоздать первоначальный облик храма.